Многие бизнесы, работающие с потребителями, устанавливают условия, которые нарушают права потребителей.
Иногда по незнанию (когда сформулировать оферту на сайте доверяют копирайтеру, а шаблон договора берут из сети без всякой проверки его адекватности). Иногда это осознанная тактика: установить свои условия, несмотря на их незаконность, и надеяться, что потребитель не будет возражать. А редкие возражающие на экономику проекта не повлияют.
До недавнего времени это была работающая стратегия: большинство потребителей не ввязываются в долгие формализованные споры, а пишут гневные посты и голосуют деньгами. И эти потери либо не так очевидны, либо приемлемы для бизнеса.
1 мая 2022 года все изменилось
В закон о защите прав потребителей внесены правки, существенно увеличивающие риски бизнеса.Теперь прямо описаны условия договора, ущемляющие права потребителей и потому запрещенные к использованию в договорах. А в КоАП установлена ответственность за включение таких условий.
Оценим риски.
Репутационный риск
Если вы включаете в договор недопустимые условия, то это позволяет обоснованно резко критиковать ваш бренд. И возражать сложно: вот закон; вот ваш договор, очевидно противоречащий ему; вот ущемленный потребитель. Любой ответ кроме "давайте исправим" будет спусковым крючком жалобы в Роспотребнадзор.
Риск непрозрачности условий взаимодействия
Это плохо и для бизнеса тоже, не только для потребителя. Допустим, вы включили недопустимые условия в договор по незнанию. Такие условия ничтожны - то есть не работают, вообще, никак и с самого начала. Независимо от того, оспаривает их кто-то или нет.
Их как будто нет. А вы на них опираетесь как на работающие. И неправильно прогнозируете развитие отношений. И неправильно оцениваете свою позицию в споре с потребителем. И рискуете из этой неправильной оценки нарваться на проверку контролирующих органов или ввязаться в судебный спор, который с потребителем стоит дорого.
Их как будто нет. А вы на них опираетесь как на работающие. И неправильно прогнозируете развитие отношений. И неправильно оцениваете свою позицию в споре с потребителем. И рискуете из этой неправильной оценки нарваться на проверку контролирующих органов или ввязаться в судебный спор, который с потребителем стоит дорого.
Риск судебных издержек
Сердитый потребитель, не добившись удовлетворения с вами, идет в суд. И вы уже должны:
Все это в разы, а то и в десятки раз увеличивает ваши расходы по каждому спору.
- возместить ему прямые убытки,
- возместить моральный ущерб
- возместить потребителю судебные расходы (на юриста, экспертизы и прочее)
- уплатить потребителю штраф за недобровольное исполнение его требований
Все это в разы, а то и в десятки раз увеличивает ваши расходы по каждому спору.
Риск пропустить срок на рассмотрение требований потребителя
Потребитель, например, потребовал исключить из договора недопустимые условия. Причем сделал это в обычной переписке, не формальной претензией. И вы не оцениваете это именно как требование о недопустимых условиях (и условия считаете допустимыми, и требование - не требованием).
Вы можете пропустить срок для ответа – 10 дней. А пропуск этого срока - административное нарушение.
Вы можете пропустить срок для ответа – 10 дней. А пропуск этого срока - административное нарушение.
Риск административного преследования
Здесь могут быть три административных правонарушения, все установлены статьей 14.8 КоАП.
С 30 октября 2023 года действуют новые штрафы. И уже есть судебная практика.
Первое: включение в договор условий ущемляющих права потребителя. Штраф до 20 000 рублей на юридических лиц и до 2000 рублей для предпринимателей или дополнительно на директора компании.
Второе: если недопустимые условия касаются навязывания услуги или продукта. Штраф вдвое больше.
Второе: если недопустимые условия касаются навязывания услуги или продукта. Штраф вдвое больше.
И третье: необоснованный отказ в рассмотрении требования потребителя, либо уклонение от рассмотрения. То есть фактически просрочка в ответе. Штраф за которое
До 300 000 рублей штраф для компаний
и до 30 000 рублей на должностных лиц и предпринимателей
Штраф за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, устанавливается за каждое условие, которое ущемляет права потребителя и которое включено в каждый из ваших договоров. Вот и считайте )
Есть еще подвох? Да.
Нормы об ущемляющих потребителя условиях применимы к отношениям, сложившимся до принятия закона. Ваша оферта висит на сайте уже три года? Проверьте ее.
Нормы об ущемляющих потребителя условиях применимы к отношениям, сложившимся до принятия закона. Ваша оферта висит на сайте уже три года? Проверьте ее.
Закажите проверку шаблонов и оферт у Юрангела - раньше, чем это сделает разгневанный потребитель руками Роспотребнадзора и суда.